ЛИНИИ ВОЙНЫ

2020

«Чем меньше память переживаема внутренне, тем более она нуждается во внешней поддержке и в ощутимых точках опоры, в которых и только благодаря которым она существует. Отсюда типичная для наших дней одержимость архивами, влияющими одновременно как на полную консервацию настоящего, так и на полное сохранение всего прошлого. Чувство быстрого и окончательного исчезновения памяти смешивается с беспокойством о точном значении настоящего и неуверенностью в будущем, чтобы придать зримое достоинство запоминающегося самым незначительным останкам, самым путаным свидетельствам». Пьер Нора «Проблематика мест памяти". 

 

Память о Великой Отечественной войне давно прочно вшита в гражданскую идентичность россиянина. Тяжелые воспоминания войны инстинктивно хочется забыть. А на светлых и радостных хочется акцентировать внимание. Словно с тканью памяти общности я работаю с тканью черно-белой военной фотографии. Некоторые фотографии сначала разорваны, будто в попытке удалить из памяти, а потом сшиты, восстановлены. Так как без памяти травмы невозможно создание осознанного будущего. Некоторые фотографии, изображающие сцены отдыха или быта на войне, «украшены» вышивкой. Всё полотно черно-белых фотографий пронизывает одна единственная красная нить, как метафора сквозного, основного мотива. И это всепронизывающее - жизнь и искусство.